О вечности и душе

Печать

Мы не любим, когда нам напоминают о бренности жизни, и в противовес осознания смертности сразу вспоминаем о душе.

Мы охотно верим, что существует жизнь после смерти - пусть не в форме физического тела, пусть в состоянии сгустка энергии, или чего-то там еще, лишь бы ощущать, что ты есть, что ты существуешь. Вопреки известной истине, что "оттуда" еще никто не возвращался, интернет заполнен рассказами очевидцев о загробной жизни, так напоминающей внешне нашу земную жизнь. А для пущего правдоподобия некоторые свидетельства даже снабжены иллюстрациями. Не будем лишать людей веры в существование души и вечной жизни, попробуем только уточнить, о чем вообще идет речь.

Обычно с понятием душа связывают все чувственные реакции человека, не относящиеся к физическому телу, такие, например, которые возникают при звуках музыки, чтении волнующих произведений, во время молитвы и тому подобное. Моральные и аморальные поступки приписывают склонностям души. Такое чувство, как любовь, тоже относят к свойствам души.

Таким образом, люди награждают душу свойствами, диктующими индивидуальность человека. Правда, в последнее время ученые обнаружили, что все склонности и реакции человека зависят от генной наследственности, а возвышенная любовь не что иное, как изменение химического состава крови.
Остается незыблемым пока предположение, что душа - это некая сила, оживляющая наше тело и дающая осознание своего "я". Хотя с развитием хирургии трансплантации органов возникло сомнение и в последнем: что же будет с душой, если человеку заменят, скажем, восемьдесят процентов его органов? Как в этом случае он будет осознавать свое "я", собранное из разных частей разных тел?

Рано или поздно вопрос о жизни и смерти касается любого, живущего в этом мире. Тем, кто всерьез начал задумываться о смысле жизни, о вечности и душе и пытается найти хоть какое-то оправдание своему существованию в этом мире, нелишне узнать, что думали об этом древние мудрецы.

Все, что существует, - говоритс в древней Книге Зоар - относится к единому творению, которое называется общей душой. Вводя это понятие, мы подразумеваем, что абсолютно все частицы мироздания имеют общую связь между собой и представляют собой единое целое.

Мы утвердительно можем сказать, что все физические тела, включая наше, имеют общую первооснову - атомы, элементарные частицы - это и есть общая связь. Но связь через общность материи не дает человеку ощущения единства мироздания. И поэтому мы видим множество людей, животных, звезд и тому подобное, как отдельные объекты. Такое ощущение реальности мы называем нашим миром, в котором идентифицируем свою душу с физическим телом.

Настоящей душой называют такой уровень восприятия реальности, который позволяет человеку видеть причины своего создания. Ему раскрывается, что причина его существования не связана со временем, что материальный мир существует только из-за ограниченности собственных ощущений, замкнутых на физическом теле. Тогда для него исчезает пространство и время, а связью между всеми элементами мироздания становится непрерывная цепочка причин и следствий.

И в силу того, что он теперь включен ощущениями в эту непрерывную причинно-следственную цепочку, он воспринимает все мироздание, как цельное творение. Его душою становиться эта связь со всем мирозданием.

Если человек не достиг такого уровня постижения, то после смерти остаются в его душе только впечатления и опыт, с которыми он входит в новый виток жизни в физическом теле. И это будет продолжаться до тех пор, пока не проснется в нем желание приобрести свою настоящую душу и вырваться из тисков этого мира к вечности.

Судя по растущему интересу к вопросу о жизни и смерти, мы очень близко подошли к желанию раскрыть для себя тайну нашей души. Но вопрос этот настолько личностного характера, что время и методику постижения каждый будет искать для себя сам.

Леонид Шиндлер для http://www.volcity.ru